О фирме | События | Услуги | Законодательство | Сервис | Поиск партнеров | Ссылки | Гостевая книга | |
ЗАКОН ТУРКМЕНИСТАНА О БАНКРОТСТВЕ Настоящий Закон определяет условия и порядок объявления субъектов, занимающихся предпринимательской и иной хозяйственной деятельностью, банкротами и регулирует их имущественное положение. Закон гарантирует обеспечение прав и интересов кредиторов и должника, создаёт правовую основу для принудительной или добровольной ликвидации предприятий несостоятельных субъектов хозяйствования, если проведение мероприятий по их санации признано экономически нецелесообразным. РА3ДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.Статья 1. Понятие и признаки банкротства. Под банкротством понимается устойчивая неспособность должника удовлетворить в срок, установленный настоящим Законом, требования кредиторов и выполнить обязательства перед бюджетом. Признаком банкротства является приостановление текущих платежей, связанное с превышением обязательств должника над его имуществом (пассивов над активами). Банкротство считается имеющим место после добровольного объявления должника о своём банкротстве или признании факта не состоятельности его хозяйственным судом. Статья 2. Несостоятельные должники, субъекты банкротства, кредиторы. Несостоятельными должниками являются физические или юридические лица, независимо от форм собственности, осуществляющие предпринимательскую или иную хозяйственную деятельность, и не обеспечивающие выполнение своих долговых обязательств перед кредиторами и бюджетом вследствие недостатка платёжных средств. Субъектами банкротства (банкротами) являются признанные в установленном порядке хозяйственным судом или добровольно признавшие себя таковыми несостоятельные должники. Кредиторами являются физические или юридические лица, имеющие имущественные претензии к должнику. Статья 3. Активы и пассивы должника. Имущество (актив) должника состоит из основных и оборотных средств, финансовых и нематериальных активов. Обязательства (пассивы, за исключением дотаций, собственных средств и некоторых других источников) должника состоят из заемных и привлечённых средств. Статья 4. Имущественная ответственность должника. Должник несёт полную имущественную ответственность по своим обязательствам перед кредиторами и бюджетом. Имущественная ответственность должника распространяется на имущество, принадлежащее ему на правах собственности либо на правах полного хозяйственного ведения (за исключением арендованного имущества). Физические лица, осуществляющие деятельность с созданием юридического лица, являющиеся собственниками, несут ответственность по своим обязательствам всем имуществом предприятия и своим личным имуществом. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, несут ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. При недостаточности имущества должник несёт ответственность по своим долгам в порядке и размерах, устанавливаемых законодательством. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание, определяется законодательством. Лица, работающие по найму (договору, контракту), не несут имущественной ответственности по обязательствам нанимателя – должника. Статья 5. Уголовная ответственность за умышленные действия, повлекшие банкротство. 3а совершение умышленных действий, повлекших банкротство, виновные лица несут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Статья 6. Подведомственность дел о банкротстве. Дела о банкротстве рассматриваются хозяйственным судом по месту нахождения должника. Производство по делам о банкротстве регулируется настоящим Законом, нормами гражданского и хозяйственного процессуального законодательства. Статья 7. Типы процедур при несостоятельности должника. В отношении несостоятельного должника применяются следующие процедуры:
Реорганизационные процедуры состоят из административного управления имуществом несостоятельного должника или санации. Ликвидационные процедуры включают добровольную ликвидацию предприятия несостоятельного должника под контролем кредиторов и принудительную ликвидацию по решению хозяйственного суда. РА3ДЕЛ 2. НЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫВ ДЕЛАХ О БАНКРОТСТВЕ. Статья 8. Понятие несудебной процедуры. При возникновении угрозы несостоятельности должник вправе, не подавая заявления в хозяйственный суд, пытаться устранить такую угрозу путём переговоров с кредиторами. Решение о добровольной ликвидации предприятия должник обязан согласовать с кредиторами. Статья 9. Результаты несудебной процедуры. Результатом несудебной процедуры может быть:
Статья 10. Добровольная ликвидация предприятий несостоятельного должника под контролем кредиторов.
Одновременно собрание кредиторов сообщает в печати о добровольной ликвидации предприятия – должника.
Копия заключительного доклада с приложениями в недельный срок направляется в орган, осуществляющий государственный регистрацию предприятий. Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из реестра государственной регистрации. О ликвидации предприятия сообщается в печати. РАЗДЕЛ 3. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О БАНКРОТСТВЕ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДАХ.
Статья 11. Основания для возбуждения дела о банкротстве. Основанием для возбуждения дела о банкротстве в хозяйственном суде является заявление должника или кредитора. Дело о банкротстве может быть возбуждено в случаях:
Статья 12. Заявление несостоятельного должника. Заявление о несостоятельности должника подаётся в хозяйственный суд в письменной форме руководителем предприятия или другим правомочным лицом, либо гражданином, осуществляющим предпринимательскую или иную хозяйственную деятельность. Заявление содержит указание на невозможность выполнить обязательства перед кредиторами в связи с возникновением устойчивой неплатёжеспособности. Заявление может подаваться в предвидении неплатёжеспособности и содержать просьбу о проведении процедуры административного управления имуществом или санации. К заявлению должника прилагаются бухгалтерский баланс предприятия, список его кредиторов и должников. Статья 13. Заявление кредитора.
Заявление может содержать предложение о проведении процедуры административного управления имуществом или санации. Статья 14. Отзыв заявления должника или кредитора. Порядок отзыва заявления, поданного в хозяйственный, суд несостоятельным должником или кредитором, регулируется хозяйственно – процессуальным законодательством. Статья 15. Возбуждение дела о банкротстве.
В случае непредставления необходимых документов хозяйственный суд поручает составление баланса предприятия – должника и представления, другой информации независимой аудиторской службе с оплатой за счёт стороны, не исполнившей требование суда. Статья 16. Рассмотрение, дел о банкротстве хозяйственным судом. Хозяйственный суд не позднее месячного срока со дня принятия дела к производству проводит заседание, на которое вызываются должник, кредиторы, представители банков, финансовых и налоговых органов по месту регистрации должника, органа по государственному имуществу (в случае участия государства в имуществе должника). На этом заседании несостоятельный должник или представитель собственника его имущества могут заявить письменное ходатайство о приостановлении производства по делу и проведении реорганизационных процедур. Для определения возможности или целесообразности проведения реорганизационных процедур хозяйственный суд вправе назначить независимую экспертизу. Расходы по деятельности независимых экспертов (аудиторов) возлагаются на должника. В двухнедельный срок после получения заключения независимых экспертов хозяйственный суд возобновляет производство по делу. Статья 17. Особенности подготовки к рассмотрению дел предприятий, в имуществе которых участвует государство. В случае участия государства в имуществе должника хозяйственный суд в пятидневный срок уведомляет орган по государственному имуществу о принятии к производству дела о банкротстве. Орган по государственному имуществу в пятидневный срок со дня получения определения суда сообщает ему своё решение о целесообразности или нецелесообразности санации. В случае принятия решения о санации орган по государственному имуществу гарантирует удовлетворение имущественных претензий кредиторов и покрытие судебных расходов. Надлежащим образом оформленные гарантии органа по государственному имуществу являются основанием для приостановления производства по делу и назначения санации. Статья 18. Особенности подготовки к рассмотрению дел, в которых должником является банк. В случаях, когда должником является банк, хозяйственный суд уведомляет о принятие дела к производству учреждение банка, зарегистрировавшего устав банка – должника. Указанное учреждение в пятидневный срок должно представить в хозяйственный суд заключение о целесообразности проведения санации банка – должника и возможной степени своего участия в мероприятиях по санации. Содержание данного заключения учитывается хозяйственным судом при рассмотрении ходатайства банка – должника и принятия решения. РАЗДЕЛ 4. РЕОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ.Статья 19. Административное управление имуществом должника.
В решении хозяйственного суда определяются цели проведения процедуры административного управления и продолжительность её проведения, но не свыше 18 месяцев. Одновременно с вынесением решения о проведении процедуры административного управления хозяйственный суд утверждает предложенную кандидатуру управляющего либо отклоняет её. До принятия решения об административном управлении хозяйственный суд вправе назначить независимую экспертизу с отнесением расходов по её проведению на счёт стороны, подавшей заявление о проведении процедуры административного управления. Статья 20. Полномочия управляющего по административному управлению имуществом должника.
Действия по распоряжению имуществом, предоставленным в залог, за исключением случаев, когда это имущество является залогом в обороте, управляющий согласовывает с хозяйственным судом. В случае если собрание кредиторов не одобряет (большинством в две трети по сумме требований) план реорганизации, управляющий уведомляет об этом хозяйственный суд. Рассмотрев план реорганизации и позицию собрания, хозяйственный суд может отменить решение об административном управление или оставить его в силе. Управляющий обязан предоставлять собранию кредиторов информацию о ходе выполнения плана реорганизации и необходимые объяснения. Любой кредитор или собственник предприятия, считающий, что план управляющего по реорганизации предприятия наносит ущерб его интересам, вправе обратится в хозяйственный суд с соответствующим заявлением. Статья 21. Решение хозяйственного суда по процедуре административного управления. В зависимости от результатов проведения процедуры административного управления и характера заявления управляющего суд может принять одно из следующих решений:
Статья 22. Санация должника.
Конкурс объявляется в обязательном порядке, если на дату принятия хозяйственным судом решения о приостановлении дела о банкротстве, отсутствуют кандидаты на участии в санации должника. Если желающих участвовать в санации не окажется, хозяйственный суд отменяет своё решение о её проведении и рассматривает дело о признании банкротом по существу. На основании представленного соглашения хозяйственный суд принимает решение о проведении процедуры санации, определяет продолжительность её проведения и утверждает перечень участников санации. К участию в санации допускаются только юридические и физические лица, подписавшие соглашение. Началом процедуры санации считается дата решения суда о её проведении. Статья 23. Прекращение санации и ответственность её участников.
РАЗДЕЛ 5. ЛИКВИДАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО.Статья 24. Решения о принудительной ликвидации. В случае нецелесообразности или невозможности проведения реорганизационных процедур хозяйственный суд признает несостоятельного должника банкротом и принимает решении о принудительной ликвидации предприятия в рамках ликвидационного производства. Статья 25. Объявление о банкротстве. Решение хозяйственного суда о признании несостоятельного должника банкротом и возбуждении ликвидационного производства публикуется в печати хозяйственным судом с возмещением затрат на это из имущества банкрота. Об открытие ликвидационного производства хозяйственный суд уведомляет:
Если банкротом объявлен банк, об этом уведомляется учреждение банка, зарегистрировавшее его устав. Статья 26. Последствия, возбуждения ликвидационного производства для банкротства. С момента объявления банкротом и вынесения решения о возбуждении ликвидационного производства несостоятельному должнику запрещается отчуждение имущества, его передача и погашение обязательств (кроме случаев, когда это разрешено собранием кредиторов). Сроки всех долговых обязательств несостоятельного должника считаются истёкшими. Прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности, и снимаются все законодательные ограничения на его имущество. Все требования имущественного или финансового характера с этого момента могут быть предъявлены несостоятельному должнику только в рамках ликвидационного производства. Статья 27. Участники ликвидационного производства. Участниками ликвидационного производства являются хозяйственный суд, управляющий, собрание кредиторов, несостоятельный должник и другие заинтересованные лица. Статья 28. Функции хозяйственного суда в ликвидационном производстве. Хозяйственный суд:
Статья 29. Полномочия управляющего в ликвидационном производстве. Управляющий:
Статья 30. Собрание кредиторов. Право участвовать в собрании кредиторов принадлежит кредиторам, управляющему к должнику. Решения принимают только кредиторы. Собрание кредиторов:
Собрание кредиторов правомочно, если на нём присутствуют кредиторы с правом голоса, представляющие не менее 50 процентов от общей суммы не обеспеченных залогом обязательств. Кредиторы могут быть представлены на собрании доверенным лицом. Кредитор имеет право голоса на собрании кредиторов, если он является держателем признанных требований к должнику. Статья 31. Должник в ликвидационном производстве. При возбуждении ликвидационного производства должник:
Статья 32. Оценка имущества и долга.
В ликвидационную массу включается также личное имущество физических лиц и собственников предприятия-банкрота негосударственной формы, собственности, если имущества предприятия недостаточно для погашения обязательств. В ликвидационную массу не включается имущество, не являющееся собственностью должника, в том числе:
Статья 33. Погашение долговых обязательств, обеспеченных залогом. Из имущества должника вне очереди погашаются долговые обязательства, обеспеченные залогом. Статья 34. Порядок и очерёдность распределения ликвидационной массы.
Статья 35. Продажа имущества должника. Продажа имущества должника производится управляющим по санкции ликвидационной комиссии. Управляющий извещает о начале продажи имущества должника, информирует об условиях приобретения имущества и сроках для заявления о желании приобрести имущество возможно широкий круг заинтересованных лиц. Имущество продаётся на аукционе покупателю, предложившему самую высокую цену. Статья 36. Удовлетворение претензий кредиторов.
Статья 37. Завершение ликвидационного производства. Хозяйственный суд утверждает представленный управляющим заключительный доклад о своей деятельности с приложением ликвидационного баланса и отчёта об использовании средств, оставшихся после удовлетворения претензий, принимает решение о завершении ликвидационного производства и сообщает органу, осуществляющему государственную регистрацию предприятий, о своём решении. Статья 38. Ликвидация предприятия. Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из реестра государственной регистрации. РАЗДЕЛ 6. МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ.Статья 39. Возможности достижения мирового соглашения. Мировое соглашение между должником и кредиторами может быть заключено на любом этапе реорганизационных процедур или ликвидационного производства. Мировое соглашение может быть заключено лишь в отношении требований четвёртой и последующих очередей, установленных статьёй 34 настоящего Закона. Статья 40. Условия принятия мирового соглашения. Мировое соглашение считается принятым, если за него высказалось не менее двух третей (по сумме претензий) кредиторов. Для кредиторов, не согласных на заключение мирового соглашения, не могут быть установлены условия худшие, чем для кредиторов, согласившихся на мировое соглашение, требования которых отнесены к той же очереди. Статья 41. Рассмотрение мирового соглашения в хозяйственном суде. При подаче ходатайства об утверждении мирового соглашения должник обязан представить проект такого соглашения, а также баланс предприятия, список всех кредиторов, перечисленных в пункте 2 статьи 34 настоящего Закона, с указанием их адресов и суммы задолженности, а также справку о погашении долгов по требованиям, на которые, мировое соглашение не распространяется. О дате слушания дела о заключении мирового соглашения хозяйственный суд извещает заинтересованные стороны. Неявка вызванных лиц не препятствует рассмотрению дела. Хозяйственный суд обязан заслушать на своём заседании каждого кредитора, возражающего против заключения мирового соглашения, даже если на собрании кредиторов он выступал за его принятие. Статья 42. Заключение мирового соглашения. Мировое соглашение заключается в письменной форме и утверждается хозяйственным судом оно является обязательным для всех включённых в список кредиторов и вступает в силу со дня его утверждения хозяйственным судом. Статья 43. Недействительность или прекращение мирового соглашения.
ПРЕЗИДЕНТ ТУРКМЕНИСТАНА САПАРМУРАТ ТУРКМЕНБАШИ г. Ашгабат, 1 октября 1993 года. |