О фирме | События | Услуги | Законодательство | Сервис | Поиск партнеров | Ссылки | Гостевая книга | |
ЗАКОН ТУРКМЕНИСТАНА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан – потребителей товара (работ, услуг). Основные понятия, применяемые в настоящем Законе: потребитель – гражданин использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести, заказать товары (работы, услуги) для личных нужд;изготовитель – предприятие, организация учреждение, колхозы, фермеры или граждане, производящие товары для реализации; исполнитель – предприятие, организация, учреждение, колхозы, фермеры или граждане выполняющие работы или оказывающие услуги;продавец – предприятие, организация, учреждение, колхозы, фермеры или граждане, реализующие товары по договору купли – продажи;договор – устное или письменное оглашение между потребителем и продавцом (исполнителем) о качестве сроках, цене и других условиях, по которым осуществляются купля – продажа, работы и услуги;стандарт – государственный стандарт санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, государственная фармакопея и другие документы, которые в соответствии с законодательством Туркменистана устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);сертификация – обязательное подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товаров (работ, услуг) требованиям стандарта;недостаток – отдельное несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандартов, условиям договоров либо обычно предъявляемым требованиям, а также информация о товаре (работе, услуге), предоставленной изготовителем (исполнителем, продавцом);существенный недостаток – недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо не может быть устранён в отношении данного потребителя, либо для его устранения требуются большие затраты труда и времени, либо делает товар (работу, услугу) иным, чем предусмотрено договором, либо проявляется вновь после его устранения. РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Статья 1. Законодательство о защите прав потребителя. Законодательство Туркменистана о защите прав потребителя состоит из настоящего Закона и других законодательных актов, издаваемых в соответствии с ним. Если международным договором с Туркменистаном установлены иные правила о защите прав потребителя, то применяются правила международного договора. Статья 2. Сфера действия Закона. Действие Закона распространяется на граждан – предпринимателей, предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности, принадлежности и видов их деятельности, на граждан Туркменистана, граждан других государств и лиц без гражданства на территории Туркменистана. Статья 3. Обязанности изготовителя, исполнителя, продавца по обеспечению качества товаров (работ, услуг) и возможности их использования потребителем.
В отношении товаров (работ, услуг) потребителю должна предоставляться информация об их сертификации. По товарам (работам, услугам), которые при определённых условиях могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до его сведения информацию о видах и возможных последствиях их воздействия. В отношении работ (услуг) потребителю должна предоставляться информация о правилах их выполнения (оказания).
РАЗДЕЛ 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИЗГОТОВИТЕЛЯ (ПРОДАВЦА, ИСПОЛНИТЕЛЯ) Статья 4. Ответственность за ненадлежащую информацию.
Статья 5. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по обеспечению качества товаров (работ, услуг) и возможности их использования потребителем.
Законодательством Туркменистана или договором между потребителем и изготовителем (продавцом, исполнителем) может предусматриваться ответственность за нарушение последним обязательств, за которые настоящим Законом ответственность не установлена, а также определяется более высокая мера ответственности. Статья 6. Имущественная ответственность за вред, причинённый вследствие недостатков товара (работы, услуги).
Вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению в сроки, установленные в статье 10 настоящего Закона. Вред, причинённый вследствие недостатков товара, выявившийся по истечении гарантийного срока, подлежит возмещению изготовителем. Вред, причинённый вследствие недостатков работы (услуги), подлежит возмещению исполнителем. Статья 7. Возмещение морального вреда. Моральный вред, причинённый потребителю вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей изготовителем (исполнителем, продавцом), предусмотренных законодательством Туркменистана о защите прав потребителей, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины. Размер возмещения вреда определяется судом, если иное не предусмотрено законодательными актами.
РАЗДЕЛ 3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ. Статья 8. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителей. Если в результате применения условий договора, ущемляющих права потребителя у него возникли убытки, то они подлежат возмещению изготовителем (продавцом, исполнителем) в полном объёме. Статья 9. Последствия продажи товаров с недостатками.
а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом; б) соразмерного уменьшения покупной цены; в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); г) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующими перерасчётами покупной цены; д) расторжения договора и возмещения убытков. В отношении товаров, реализуемых через розничные комиссионные торговые предприятия требования потребителя, указанные в подпунктах "а", "б", "в", "г", пункта 1 настоящей статьи, подлежат удовлетворению с согласия продавца. Указанные требования по месту нахождения потребителя выполняют созданные продавцом торговые предприятия, осуществляющие продажу товаров, аналогичных приобретённым потребителем, либо торговые предприятия, на которые такие функции возложены на основании договора. Продавец и изготовитель обязаны информировать потребителя о предприятиях, которые выполняют требования, установленные пунктами 1 и 3 настоящей статьи по месту нахождения потребителя (далее – предприятия, выполняющие их функции). В случае не предоставления указанной информации они несут ответственность, установленную статьёй 4 настоящего 3акона. Изготовитель товара обязан возместить торговому предприятию в полном объёме расходы, понесённые в связи с удовлетворением требований потребителя, предусмотренные настоящей статьёй. Взаимоотношения изготовителя с торговым предприятием – продавцом, установленные настоящей статьёй, регулируются законодательством. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар с недостатками и потребовать уплаченную за него сумму. Продавец обязан выдать потребителю товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки. В случае утраты потребителем технического паспорта или иного заменяющего его документа их восстановление осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Туркменистана. Продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции) обязаны принять товар у потребителя и удовлетворить его требования, если не докажут, что недостатки в товаре возникли вследствие нарушения потребителем правил пользования или хранения, действия третьих лиц. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции) в месте нахождения потребителя, доставка и возврат товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции) обязаны возместить ему необходимые расходы, связанные с доставкой и возвратом товаров. Статья 10. Сроки предъявления требований по поводу недостатков товаров.
По товарам, на которые гарантийные сроки не указаны, потребитель вправе предъявить изготовителю указанные требования, если недостатки были обнаружены в течение шести месяцев, а в отношении недвижимого имущества – не позднее двух лет со дня передачи его потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством или договором. Продажа товаров с просроченными сроками годности запрещается. В отношении указанных товаров требований потребителя, установленные статьями 6 и 9 настоящего Закона, подлежат удовлетворению, если их недостатки были обнаружены в течение срока годности. Для сезонных товаров (обувь, одежда и прочие) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, определяемого исходя из климатических условий места нахождения потребителей Кабинетом министров Туркменистана. При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, когда момент заключения договора купли – продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке – со дня их производства. Если день доставки, установки (подключения) или сборки товара, а также передачи недвижимого имущества установить невозможно, или если оно находилось у потребителя до заключения договора купли-продажи – со дня заключения договора купли – продажи. Срок годности товара исчисляется со дня его изготовления. Срок годности определяется либо периодом времени, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию. Указанное требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы, а если срок службы не установлен – в течение десяти лет, если в товаре были выявлены существенные недостатки, допущенные по вине изготовителя. Если данное требование не удовлетворено в сроки, предусмотренные статьёй 11 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить изготовителю иные требования, установленные статьёй 9 настоящего Закона. Статья 11. Устранение недостатков товара. Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем (предприятием, выполняющим его функции) – в течение десяти дней, а продавцом (предприятием, выполняющим его функции) – в течение двадцати дней с момента предъявления соответствующего требования потребителем. По товарам длительного пользования продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции) обязаны по предъявлению требования потребителем безвозмездно предоставить ему на время ремонта аналогичный товар с доставкой за свой счёт. Перечень товаров, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Кабинетом министров Туркменистана. В случае устранения недостатков в товаре гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не использовался. Указанное время исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков. При устранении недостатков путём замены комплектующего изделия или составной части товара, на которые установлены гарантийные сроки, гарантийный срок на новое комплектующее изделие и составную часть исчисляется со дня выдачи потребителю товара из ремонта. Статья 12. Замена товара с недостатками. В случае обнаружения потребителем недостатков товара продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции) обязаны заменить его, а при необходимости дополнительной проверки качества товара продавцом, изготовителем (предприятием, выполняющим их функции) – в течение двадцати дней с момента предъявления требования потребителя. При отсутствии у продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции) на момент предъявления соответствующего требования, необходимого для замены товара, он должен заменить его в течение месяца. При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи его потребителю. Статья 13. Ответственность за просрочку выполнения требований потребителя. За каждый день просрочки, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Закона сроков, а также за каждый день задержки выполнения требований потребителя о предоставлении на время ремонта (замены) аналогичного товара продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции), допустившие такие нарушения, выплачивают потребителю неустойку в размере одного процента стоимости товара в порядке, предусмотренном в пункте 5 и б статьи 5 настоящего Закона. Статья 14. Расчёты с потребителем в случае приобретения им товара с недостатками. При замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула) в случае изменения цены перерасчёт стоимости не производится. При расторжении, договора расчёты с потребителем производятся в случае повышения цены на товар, исходя из его стоимости на момент соответствующего требования, а в случае снижения цены – исходя из стоимости товара на момент покупки. При замене товара с недостатками на товар другой (марки, артикула) в случае повышения его цены, перерасчёт стоимости производится, исходя из цены, действующей на момент замены. Потребителям, которым товар был продан в кредит, в случае расторжения договора купли – продажи денежная сумма возвращается в размере погашенного к моменту возврата кредита, а также возмещается плата за его предоставление. Статья 15. Право потребителя на обмен, товара ненадлежащего качества.
Потребитель имеет, право на обмен товара надлежащего качества в течение десяти дней не считая дня покупки. Обмен товара надлежащего качества производится, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек, выданный потребителю вместе с проданным товаром. Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Кабинетом министров Туркменистана. Статья 16. Форма и порядок оплаты приобретаемых товаров. Форма оплаты приобретаемых товаров (наличными или в безналичном порядке) определяется по соглашению между потребителем и продавцом. Продажа товаров в кредит осуществляется в порядке, устанавливаемом правилами продажи товаров в кредит, утверждаемыми Кабинетом министров Туркменистана. При покупке товаров в кредит право собственности у потребителя возникает с момента передачи ему товара, если иное не предусмотрено договором. Статья 17. Правила об отдельных видах договоров купли – продажи. Правила об отдельных видах договоров купли – продажи, а также правила продажи отдельных видов товаров утверждаются Кабинетом министров Туркменистана. Статья 18. Право на получение льгот и преимуществ в сфере торговли, бытового и иных видов обслуживания. Потребитель вправе требовать предоставления ему льгот и преимуществ, если это предусмотрено законодательными актами Туркменистана. РАЗДЕЛ 4. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ И ОКАЗАНИИ УСЛУГ.
Статья 19. Обязанность исполнителя заключить договор на выполнение работ и оказание услуг. Исполнитель обязан заключить с потребителем договор на выполнение работ или оказание услуг в рамках своей уставной деятельности. При этом он должен организовать свою производственную или иную хозяйственную деятельность так, чтобы потребности граждан удовлетворялись надлежащим образом и бесперебойно. Статья 20. Правила бытового и иных видов обслуживания. Правила бытового и иных видов обслуживания (выполнения отдельных видов работ, оказания отдельных видов услуг) утверждаются Кабинетом министров Туркменистана. Статья 21. Сроки выполнения работ и оказания услуг. Исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в срок, установленный правилами отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором. В договоре может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами они не предусмотрены, а также срок меньшей продолжительности, чем установленный указанными правилами. Статья 22. Последствия нарушения сроков выполнения работ и оказания услуг.
В случае просрочки назначенных новых сроков с выше одного месяца потребитель вправе предъявить иные требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи. Особенности порядка расчётов в таких случаях могут устанавливаться правилами об отдельных видах работ (услуг). Сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать стоимости отдельного вида работы (услуги) или обшей стоимости заказа, если стоимость отдельного вида работы (услуги) не определена договором. Статья 23. Права потребителя при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге).
Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если в установленный срок недостатки в выполненной работе (оказанной услуге) не были устранены исполнителем. Потребитель также вправе расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки в выполненной работе (оказанной услуге) или существенное отступление от условий договора.
Требования по поводу недостатков в строении или иное недвижимом имуществе, которые невозможно было обнаружить при принятии работы, могут быть предъявлены при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока, а при его отсутствии – в течение двух лет со дня принятия работы. Если данное требование не удовлетворено в сроки, установленные статьёй 22 настоящего Закона, потребитель по своему выбору вправе требовать:
Статья 24. Сроки устранения недостатков работы (услуги). Недостатки работы (услуги), обнаруженные в ходе её выполнения, должны быть устранены в соразмерный срок, назначаемый потребителем. Недостатки выполненной работы (оказанной услуги) должны быть устранены в течение двадцати дней, если более короткий срок не установлен договором (соглашением сторон), при принятии работы (услуги) или правилами о выполнении отдельных видов работ (оказание отдельных видов услуг). Назначенный потребителем или согласованный сторонами срок устранения недостатков фиксируется в договоре или ином документе, подписываемом сторонами. Статья 25. Право потребителя на расторжение договора о выполнении работы. Потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы во всякое время, уплатив исполнителю вознаграждение за выполненную работу и возместив ему прямые убытки, причинённые расторжением договора. Статья 26. Смета на выполняемые работы. На выполнение работ, предусмотренных договором, может быть составлена твёрдая или приблизительная смета. Исполнитель не вправе требовать оплаты работ и дополнительных расходов, не включённых в твердую смету, если потребитель не дал согласия на их производство. Если возникла необходимость превысить приблизительную смету, исполнитель обязан немедленно предупредить об этом потребителя. В этом случае потребитель вправе отказаться от договора, возместив исполнителю понесённые им расходы, приходящиеся на выполненную работу, согласно первоначально определённой смете. Если исполнитель не предупредит потребителя о превышении приблизительной сметы, он обязан выполнить работу, не требуя возмещения сверхсметных расходов. Статья 27. Выполнение работы из материалов исполнителя. Исполнитель обязан выполнить работу, определённую договором, из своего материала и своими силами, если потребитель не требует выполнения работы из своего материала. Исполнитель, выполняющий работу из своего материала, несёт ответственность за его надлежащее качество. Материал исполнителя оплачивается потребителем при заключении договора полностью или в размере, указанном в правилах о выполнении отдельных видов работ или договоре с окончательным расчётом при получении потребителем выполненной исполнителем работы, если иной порядок расчётов за материалы исполнителя не предусмотрен соглашением сторон. В случаях, предусмотренных правилами или договором, материал может быть предоставлен в кредит. Последующее изменение цены предоставленного в кредит материала не влечёт за собой перерасчёта. Материалы исполнителя и необходимые для выполнения работы технические средства, инструменты и прочее доставляются к месту выполнения работ исполнителем. Статья 28. Выполнение работы из материала (вещи) потребителя. Если работа выполняется полностью или частично из материала (вещи) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи), правильное его использование. Исполнитель обязан:
В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (веши), принятого от потребителя, исполнитель обязан в трёхдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества, а при отсутствии таковых – возместить потребителю двукратную стоимость утраченного (повреждённого) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем. В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи) потребителя исполнитель обязан по желанию потребителя незамедлительно возобновить договор, и изготовить изделие из однородного материала (вещи) в кратчайший технически возможный срок. Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (веки), принятого от потребителя, если потребитель был предупреждён исполнителем о его особых свойствах, которые могут повлечь его утрату (повреждение). Незнание исполнителем указанных свойств не освобождает его от ответственности. Стоимость материала (вещи), передаваемого исполнителю определяется потребителем в договоре или ином документе (квитанции, заказе), подтверждающем его заключение. Статья 29. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, грозящих годности и прочности выполняемой работы. Исполнитель обязан своевременно предупредить потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от последнего, грозят годности и прочности выполняемой работы. Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение исполнителя, в соразмерный срок не заменит непригодный или недоброкачественный материал, не изменит указаний о способе выполнения работы либо не устранит иных обстоятельств, грозящих её годности и прочности, исполнитель вправе расторгнуть договор и взыскать причинённые убытки. Статья 30. Форма и порядок оплаты выполненной работы (оказанной услуги). Форма оплаты (наличными или в безналичном порядке) выполненной работы (оказанной услуги) определяется по соглашению между потребителем и исполнителем. Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем работу (оказанную услугу) по сдаче всего её объёма, если иное не установлено договором. Выполнение работ (оказание услуг), а также предоставлением исполнителем материалов в кредит осуществляются в порядке, установленном правилами о выполнении отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг). При выполнении работы в кредит право собственности на её результат у потребителя возникает с момента принятия им работы. Статья 31. Регулирование отдельных видов услуг. Последствия нарушения условий договора об оказании услуг, по своему характеру не подпадающих под действие настоящего раздела, определяются законодательством Туркменистана. РАЗДЕЛ 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ. Статья 32. Государственная защита прав потребителя. Статья 33. Полномочия органов государственного управления, осуществляющих контроль за безопасностью для потребителя товаров (работ, услуг).
Статья 34. Санкции, налагаемые органами государственного управления, осуществляющими контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) для потребителей.
Подача заявления не приостанавливает предписания на время его рассмотрения в суде, если судом не вынесено определение о приостановлении исполнения указанных актов. Статья 35. Органы по защите прав потребителей при органах исполнительной власти на местах и местного самоуправления. Ораны исполнительной власти на местах и местного самоуправления могут создавать органы по защите прав потребителей. Статья 36. Судебная защита прав потребителей. Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда. Статья 37. Права общественных организаций потребителей. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные организации потребителей, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Туркменистана. Статья 36. Защита прав потребителей общественными организациями потребителей. Общественные организации потребителей вправе предъявить иск в суд о признании противоправными действий продавца, исполнителя, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции) и органов государственного управления в отношении потребителей и прекращении этих действий. ПРЕЗИДЕНТ ТУРКМЕНИСТАНА САПАРМУРАТ ТУРКМЕНБАШИ г. Ашгабат, 1 октября 1993 г.
|