О фирме | События | Услуги | Законодательство | Сервис | Поиск партнеров | Ссылки | Гостевая книга |
Информация на данном сайте предназначена для абонентов фирмы TELCOM

Конституция Туркменистана

Конституция Туркменистана

Мы, народ Туркменистана,

основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение;

исходя из ответственности за настоящее и будущее отечества;

выражая верность заветам предков жить в единстве, мире и согласии;

имея целью охрану национальных ценностей и интересов, укрепление суверенитета туркменского народа;

гарантируя права и свободы каждого гражданина и стремясь обеспечить гражданский мир и национальное согласие, утвердить устои народовластия и правового государства, –

принимаем настоящую Конституцию – Основной Закон Туркменистана.

Раздел 1. Основы конституционного строя

Статья 1. Туркменистан – демократическое, правовое и светское государство, в котором государственное правление осуществляется в форме президентской республики.

Туркменистан обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Государственный суверенитет и территория Туркменистана едины и неделимы.

Государство защищает независимость и территориальную целостность Туркменистана, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

Туркменистан на основании закона обладает статусом постоянного нейтралитета. Организация Объединённых Наций в Резолюции Генеральной Ассамблеи “Постоянный нейтралитет Туркменистана” от 12 декабря 1995 года:

  1. Признает и поддерживает провозглашенный Туркменистаном статус постоянного нейтралитета;
  2. Призывает государства – членов Организации объединенных Наций уважать и поддерживать этот статус Туркменистана, уважая также его независимость, суверенитет и территориальную целостность”. Признанный мировым сообществом постоянный нейтралитет Туркменистана является основой его внутренней и внешней политики.

Статья 2. Носителем суверенитета и единственным источником государственной власти Туркменистана является народ. Народ Туркменистана осуществляет свою власть непосредственно или через представительные органы.

Никакая часть народа, организация или отдельные лица не вправе присвоить власть в государстве.

Статья 3. В Туркменистане высшей ценностью общества и государства является человек.

Государство ответственно перед гражданином и обеспечивает создание условий для свободного развития личности, защищает жизнь, честь, достоинство и свободу, личную неприкосновенность, естественные и неотчуждаемые права гражданина.

Гражданин ответственен перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией и законами.

Статья 4. Государство основывается на принципе разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной, которые действуют самостоятельно, сдерживая и уравновешивая друг друга.

Статья 5. Государство, все его органы и должностные лица связаны правом и конституционным строем. Конституция Туркменистана является верховным Законом государства, закрепленные в ней нормы и положения имеют прямое действие. Законы и иные правовые акты, противоречащие Конституции, на имеют юридической силы.

Правовые акты государственных органов публикуются для всеобщего сведения или обнародуются иным способом за исключением содержащих государственную или иную, охраняемую законом тайну. Правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан, не доведенные до всеобщего сведения, являются недействующими с момента их принятия.

Статья 6. Туркменистан, являясь полноправным субъектом мирового сообщества, признает приоритет общепризнанных норм международного права, придерживается во внешней политике принципов постоянного позитивного нейтралитета, невмешательства во внутренние дела других стран, отказа от применения силы и участия в военных блоках и союзах, содействия развитию мирных, дружественных и взаимовыгодных отношений со странами региона и государствами всего мира.

Статья 7. Туркменистан имеет свое гражданство. Гражданство приобретается, сохраняется и утрачивается в соответствии с законом.

Никто не может быть лишен гражданства или права изменить гражданство. Гражданин Туркменистана не может быть выдан другому государству либо изгнан за пределы Туркменистана, или ограничиваться в праве вернуться на родину.

Гражданам Туркменистана гарантируется защита и покровительство государства как на территории Туркменистана, так и за его пределами.

Статья 8. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и свободами граждан Туркменистана, если иное не установлено законом.

Туркменистан предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым в своих странах за политические, национальные или религиозные убеждения.

Статья 9. Собственность неприкосновенна. Туркменистан утверждает право частной собственности на средства производства, землю, иные материальные и интеллектуальные ценности. Они могут принадлежать также объединениям граждан и государству. Законом устанавливаются объекты, являющиеся исключительной собственностью государства. Государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех видов и форм собственности.

Конфискация собственности не допускается, за исключением собственности, приобретенной способом, запрещенным законом.

Принудительное возмездное отчуждение собственности допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Статья 10. Государство ответственно за сохранность национального историко-культурного наследия, природной среды, обеспечение равенства между социальными и национальными общностями, поощряет научное и художественное творчество и распространение его результатов, содействует развитию международных связей в области науки, культуры, воспитания и образования, спорта и туризма.

Статья 11. Государство гарантирует свободу религий и вероисповеданий и их равенство перед законом. Религиозные организации отделены от государства и не могут выполнять государственных функций. Государственная система образования отделена от религиозных организаций и носит светский характер.

Каждый вправе самостоятельно определить свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов.

Статья 12. В целях защиты государственного суверенитета Туркменистан имеет свои Вооруженные Силы.

Статья 13. Государственным языком Туркменистана является туркменский язык.

Всем гражданам гарантируется право пользования родным языком.

Статья 14. Символами Туркменистана как суверенного государства являются его Государственные Флаг, Герб, Гимн.

Флаг, Герб, Гимн устанавливаются и охраняются законом.

Статья 15. Столицей Туркменистана является город Ашхабад.

Раздел II. Основные права, свободы и

обязанности человека и гражданина

Статья 16. Права человека неприкосновенны и неотчуждаемы.

Никто не может лишить человека каких-либо прав и свобод или ограничить его в правах, иначе как в соответствии с Конституцией и законами.

Перечисление в Конституции и законах определённых прав и свобод человека не может быть использовано для отрицания или умаления других прав и свобод.

Статья 17. Туркменистан гарантирует равенство прав и свобод граждан, а также равенство граждан перед законом независимо от национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, языка, отношения к религии, политических убеждений, партийной принадлежности.

Статья 18. Мужчина и женщина в Туркменистане имеют равные гражданские права. Нарушение равноправия по признаку пола влечет ответственность по закону.

Статья 19. Осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц, требования морали, общественного порядка, причинять ущерб национальной безопасности.

Статья 20. Человек в Туркменистане имеет право на жизнь и свободу её осуществления. Ни один человек не может быть лишен права на жизнь. Право каждого человека на свободную жизнь охраняется государством на основе закона.

Смертная казнь в Туркменистане полностью отменяется и навечно запрещается первым Президентом Туркменистана Сапармуратом Туркменбаши.

Статья 21. Гражданин не может быть ограничен в правах или лишён принадлежащих ему прав, осуждён или подвергнут наказанию, иначе как в точном соответствии с законом и по решению суда.

Никто не может подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам. Гражданин может быть арестован лишь при наличии точно указанных в законе оснований по решению суда или с санкции прокурора. В случаях, не терпящих отлагательства и точно указанных в законе, уполномоченные на то государственные органы вправе временно задерживать граждан.

Статья 22. Каждый гражданин имеет право на поддержку государства в получении благоустроенного жилого помещения и в индивидуальном жилищном строительстве. Жилище неприкосновенно. Никто не имеет права войти в жилище или иным образом нарушить неприкосновенность жилища против воли проживающих в нем лиц либо без законных оснований. Защита жилища от противозаконных посягательств является правом гражданина.

Никто не может быть лишен жилища, иначе как на основаниях, установленных законом.

Статья 23. Каждый гражданин имеет право на защиту от произвольного вмешательства в его личную жизнь, а также от посягательств на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и репутацию.

Статья 24. Каждый имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Туркменистана.

Ограничения передвижения по отдельным территориям либо в отношении отдельных лиц могут устанавливаться только на основании закона.

Статья 25. Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право по взаимному согласию вступить в брак и создать семью. Супруги в семейных отношениях равноправны.

Родители или заменяющие их лица имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье и развитии, обучении, готовить к труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям. Совершеннолетние дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.

Статья 26. Граждане Туркменистана имеют право на свободу убеждений и их свободное выражение, а также на получение информации, если она не является государственной, служебной или коммерческой тайной.

Статья 27. Гарантируется свобода собраний, митингов, демонстраций в порядке, установленном законодательством.

Статья 28. Граждане вправе создавать политические партии и иные общественные объединения, действующие в рамках Конституции и законов.

Запрещается создание и деятельность политических партий, других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, допускающих насилие в своей деятельности, выступающих против конституционных прав и свобод граждан, пропагандирующих войну, расовую, национальную, социальную, религиозную вражду, посягающих на здоровье и нравственность народа, а также создание военизированных объединений, политических партий по национальному или религиозному признакам.

Статья 29. Каждый гражданин имеет право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих свободно избранных представителей.

Статья 30. Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

Только граждане Туркменистана в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют равное право на доступ к государственной службе.

Статья 31. Все граждане имеют право на труд, на выбор по своему усмотрению профессии, рода занятий и места работы, на здоровые и безопасные условия труда. Принудительный труд запрещается, кроме случаев, установленных законом.

Лица, работающие по найму, имеют право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству труда. Это вознаграждение не может быть менее установленного государством прожиточного минимума.

Статья 32. Трудящиеся имеют право на отдых. Для лиц, работающих по найму, это право выражается в установлении рабочей недели ограниченной продолжительности, предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха.

Государство создаёт условия, благоприятные для отдыха по месту жительства и рационального использования свободного времени.

Статья 33. Граждане имеют право на охрану здоровья, включая бесплатное пользование сетью государственных учреждений здравоохранения. Платное медицинское обслуживание допускается на основании и в порядке, установленных законом.

Статья 34. Граждане имеют право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.

Многодетным семьям, детям, лишившимся родителей, участникам войн и другим лицам, утратившим здоровье при защите государственных или общественных интересов, предоставляются дополнительные поддержка и льготы из общественных средств.

Порядок и условия осуществления этого права регулируются законом.

Статья 35. Каждый гражданин имеет право на образование. Общее среднее образование обязательно, каждый вправе получить его в государственных учебных заведениях бесплатно.

Государство обеспечивает доступность для всех в соответствии со способностями каждого профессионального, среднего специального и высшего образования.

Организации и граждане вправе на основании и в порядке, установленными законом, создавать платные учебные заведения.

Статья 36. Граждане Туркменистана имеют право на свободу художественного, научного и технического творчества. Авторские права и законные интересы граждан в области научного, технического творчества, художественной, литературной и культурной деятельности охраняются законом.

Государство способствует развитию науки, культуры, искусства, народного творчества, спорта и туризма.

Статья 37. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином и человеком своих обязанностей перед обществом и государством.

Каждый, кто проживает или находится на территории Туркменистана, обязан соблюдать его Конституцию, законы и уважать национальные традиции.

Статья 38. Защита Туркменистана – священный долг каждого. Для граждан Туркменистана - мужчин установлена всеобщая воинская обязанность.

Статья 39. Граждане Туркменистана обязаны платить государственные налоги и иные платежи в порядке и размерах, установленных законом.

Статья 40. Гражданам гарантируется судебная защита чести и достоинства, личных и политических прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных конституцией и законами.

Действия государственных органов и общественных организаций, должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права и свободы граждан, могут быть обжалованы в суд.

Статья 41. Граждане имеют право на возмещение в судебном порядке материального и морального ущерба, причиненного им незаконными действиями государственных органов, иных организаций, их работников, а также частных лиц.

Статья 42. Никто не может быть принужден к даче показаний и объяснений против самого себя и близких родственников.

Не имеющими юридической силы признаются доказательства, полученные в результате психического или физического воздействия, а также иными незаконными методами.

Статья 43. Закон, ухудшающий положение гражданина, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за действия, которые в момент их совершения не признавались правонарушением.

Статья 44. Осуществление предусмотренных настоящей Конституцией прав и свобод граждан может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, установленных Конституцией и законом.

Раздел III. Система органов власти и управления

Глава 1. Общие положения

Статья 45. Высшим представительным органом народной власти является Народный совет (Халк маслахаты) Туркменистана.

Статья 46. Высшую государственную власть и управление в Туркменистане осуществляют Президент, Меджлис, Верховный суд, Кабинет министров Туркменистана.

Статья 47. Туркменистан состоит из административно-территориальных образований: велаятов, этрапов, городов, приравненных к этрапам, в которых образуются органы государственного управления, а также городов, посёлков и сёл, где учреждаются местные органы самоуправления.

Глава 2. Народный совет (Халк маслахаты) Туркменистана

Статья 48. В состав Народного совета входят:

Президент;

депутаты Меджлиса;

народные представители (халк векиллери), избираемые народом по одному от каждого этрапа и города, приравненного к этрапу;

Председатель Верховного суда, Генеральный прокурор, члены Кабинета министров, хякимы велаятов и города Ашхабада, арчыны городов, а также посёлков, являющихся административными центрами велаятов и этрапов.

Статья 49. Срок полномочий народных представителей – пять лет, они выполняют свои обязанности безвозмездно.

Статья 50. К компетенции Народного совета относится:

  1. принятие и изменение Конституции;
  2. образование Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению референдумов;
  3. проведение всенародных референдумов;
  4. организация контроля и наблюдения за выборами;
  5. выработка рекомендаций об основных направлениях экономического, социального, политического развития страны;
  6. изменение Государственной границы Туркменистана и административно - территориального деления;
  7. ратификация и денонсация договоров о межгосударственных союзах и иных образованиях;
  8. объявление состояния войны и мира;
  9. другие вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией и законами.

Статья 51. Решения Народного совета реализуются Президентом, Меджлисом и другими государственными органами в соответствии с их полномочиями, установленными Конституцией и законами.

Статья 52. Народный совет созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год по инициативе Президента, Меджлиса или одной трети от установленного числа членов Народного совета.

Вносить предложения на рассмотрение Народного совета вправе Президент, Меджлис или его Президиум, либо не менее одной четверти от установленного числа членов Народного совета.

Статья 53. Работой Народного совета руководят Президент либо избираемый Народным советом любой из его членов.

Порядок созыва Народного совета и его работы определяется утверждаемым им Регламентом.

Глава 3. Президент Туркменистана

Статья 54. Президент Туркменистана является главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом Туркменистана, выступает гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения Конституции и международных соглашений.

Статья 55. Президентом может быть избран гражданин Туркменистана из числа туркмен не моложе сорока лет и не старше семидесяти лет, проживающий в Туркменистане.

Статья 56. Президент избирается непосредственно народом Туркменистана сроком на пять лет и вступает в должность немедленно после принесения присяги на заседании Народного совета.

Порядок избрания Президента и вступления его в должность устанавливается законом.

Статья 57. Президент Туркменистана:

  1. проводит в жизнь Конституцию и законы, обеспечивает их точное исполнение;
  2. руководит осуществлением внешней политики, представляет Туркменистан в отношениях с другими государствами, назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей Туркменистана в иностранных государствах, при межгосударственных и международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств;
  3. является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, отдает распоряжения о всеобщей или частичной мобилизации, использовании Вооружённых Сил с последующим утверждением этих действий Народным советом, назначает высшее командование Вооружённых Сил;
  4. представляет Народному совету ежегодные доклады о положении страны, информирует о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики;
  5. представляет на рассмотрение и утверждение Меджлиса государственный бюджет и отчёт о его исполнении;
  6. подписывает законы, вправе не позднее чем в двухнедельный срок возвратить закон со своими возражениями в Меджлис для повторного обсуждения и голосования. Если Меджлис большинством в две трети голосов подтвердит ранее принятое им решение, Президент подписывает закон. Президент не обладает правом отлагательного вето в отношении законов об изменениях и дополнениях Конституции;
  7. назначает по решению Народного совета референдумы, вправе досрочно созвать сессию Меджлиса;
  8. решает вопросы о приёме в гражданство Туркменистана, предоставления убежища;
  9. награждает орденами и другими наградами Туркменистана, присваивает почётные, воинские, иные специальные государственные звания и отличия;
  10. с согласия Меджлиса назначает и освобождает от должности Председателя Верховного суда, Генерального прокурора, Министра внутренних дел, Министра юстиции;
  11. осуществляет помилование и амнистию;
  12. решает другие вопросы, отнесённые к его ведению Конституцией и законами.

Статья 58. Президент издаёт указы, постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Туркменистана.

Статья 59. Президент не может быть депутатом Меджлиса, получать денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства.

Статья 60. Президент обладает правом неприкосновенности.

Президент может быть досрочно освобожден от должности при невозможности выполнения им своих обязанностей по болезни. Народный совет на основании заключения создаваемой им независимой медицинской комиссии принимает решение о досрочном освобождении Президента от должности не менее чем двумя третями голосов от установленного числа членов Народного совета.

В случае нарушения Президентом Конституции и законов Народный совет может выразить недоверие Президенту и вынести вопрос о его смещении на народное голосование. Вопрос о недоверии Президенту может быть рассмотрен по требованию не менее одной трети от установленного числа членов Народного совета. Решение о недоверии Президенту принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа членов Народного совета.

Статья 61. Президент не вправе передавать исполнение своих полномочий другим органам или должностным лицам, за исключением полномочий, предусмотренных пунктами 2, 9, 11 статьи 57 Конституции, которые могут передаваться Председателю Меджлиса.

Если Президент по тем или иным причинам не может исполнять свои обязанности, впредь до избрания нового Президента его полномочия переходят к Председателю Меджлиса. Выборы Президента в этом случае должны быть проведены не позже двух месяцев со дня перехода его полномочий к Председателю Меджлиса. Лицо, исполняющее обязанности Президента, не может баллотироваться кандидатом в Президенты.

Глава 4. Меджлис Туркменистана

Статья 62. Меджлис (парламент) является законодательным органом Туркменистана.

Статья 63. Меджлис состоит из 50 депутатов, избираемых по территориальным округам с примерно равным числом избирателей сроком на пять лет.

Статья 64. Меджлис может быть досрочно распущен:

по решению референдума;

по постановлению Меджлиса, принятому большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов (самороспуск);

Президентом в случаях несформирования в течение шести месяцев руководящих органов Меджлиса либо выраженного дважды в течение восемнадцати месяцев недоверия Кабинету министров.

Статья 65. Меджлис самостоятельно устанавливает правильность избрания и полномочия депутатов, избирает из числа депутатов Председателя, его заместителя, формирует комитеты и комиссии.

Статья 66. Меджлис может передавать право издавать законы по отдельным вопросам Президенту с обязательным последующим утверждением их Меджлисом.

Меджлисом не могут быть переданы законода- тельные функции по вопросам:

  1. уголовного и административного законодательства;
  2. судопроизводства.

Статья 67. К ведению Меджлиса относится:

  1. принятие, изменение, толкование законов и осуществление контроля за их исполнением. Контроль за исполнением законов осуществляется на основе соответствующего Положения через Кабинет министров. Разногласия между Меджлисом и Кабинетом министров разрешаются Президентом Туркменистана;
  2. назначение выборов Президента, депутатов Меджлиса, народных представителей;
  3. одобрение программы деятельности Кабинета министров;
  4. рассмотрение по предложению Президента Туркменистана вопросов о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Верховного суда, Генерального прокурора, Министра внутренних дел, Министра юстиции;
  5. утверждение бюджета Туркменистана и отчёта о его исполнении;
  6. учреждение государственных наград, награждение государственными наградами Президента, присвоение ему почетных званий, воинских званий и отличий;
  7. определение соответствия Конституции нормативных актов органов государственной власти и управления;
  8. иные вопросы, отнесенные к полномочиям Меджлиса Конституцией и законами.

Статья 68. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Туркменистана, депутатам Меджлиса, Кабинету министров Туркменистана, Верховному суду.

Статья 69. Депутаты Меджлиса обладают правом запроса, устных и письменных вопросов к Кабинету министров, министрам, руководителям других государственных органов.

Статья 70. Депутат может быть лишен депутатских полномочий только Меджлисом. Решение по этому вопросу принимается большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов Меджлиса.

Депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или иным образом лишён свободы без согласия Меджлиса, а в период между сессиями – Президиума Меджлиса.

Статья 71. Меджлис является постоянно действующим органом, депутаты не могут одновременно занимать должности членов Кабинета Министров, глав администрации велаятов, городов и этрапов, арчынов, судей и прокуроров.

Статья 72. Председатель Меджлиса избирается открытым голосованием. Он подотчетен Меджлису и может быть смещен по решению Меджлиса, принятому большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Заместитель Председателя Меджлиса избирается открытым голосованием, выполняет по поручению Председателя отдельные его функции, замещает Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих полномочий.

Статья 73. Президиум Меджлиса осуществляет организацию работы Меджлиса, рассматривает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией и законами.

В состав Президиума входят: Председатель Меджлиса, его заместитель, председатели комитетов и комиссий.

Статья 74. Порядок деятельности Меджлиса, его органов и депутатов, их функции и полномочия, не регламентированные Конституцией, устанавливаются законом.

Глава 5. Кабинет министров

Статья 75. Кабинет министров является исполнительным и распорядительным органом. Возглавляет Кабинет министров Президент.

Статья 76. В Кабинет министров входят заместители Председателя Кабинета министров, министры. Президентом Туркменистана в состав Кабинета Министров могут вводиться другие должностные лица, являющиеся руководителями центральных органов исполнительной власти.

Кабинет министров формируется Президентом в течение месяца после вступления его в должность и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом.

Статья 77. Заседания Кабинета министров проводятся Президентом либо по его поручению одним из заместителей председателя Кабинета министров.

Кабинет министров в пределах своей компетенции принимает решения, издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения.

Статья 78. Кабинет министров:

  1. организует исполнение законов, актов Президента и решений Народного совета;
  2. осуществляет меры по обеспечению и защите прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, национальной безопасности;
  3. разрабатывает и вносит в Народный совет предложения по основным направлениям внутриполитической и внешнеполитической деятельности государства, программы экономического и социального развития страны;
  4. осуществляет государственное управление экономическим и социальным развитием, обеспечивает рациональное использование и охрану природных ресурсов;
  5. принимает меры по укреплению денежной и кредитной системы;
  6. образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Кабинете министров;
  7. реализует внешнеэкономическую политику, обеспечивает развитие культурных связей с зарубежными государствами;
  8. руководит деятельностью правительственных учреждений, государственных предприятий и организаций; вправе отменять акты министерств и ведомств;
  9. выполняет иные обязанности, отнесенные законами и иными нормативными актами к его ведению.

Статья 79. Полномочия Кабинета министров, порядок его деятельности, отношения с другими государственными органами определяются законом.

Глава 6. Местная исполнительная власть

Статья 80. Исполнительную власть на местах осуществляют: в велаятах – хякимы велаятов, в городах – хякимы городов, в этрапах – хякимы этрапов, арчыны.

Статья 81. Хякимы являются представителями главы государства на местах, назначаются и освобождаются от должности Президентом и ему подотчётны.

Статья 82. Хякимы осуществляют руководство деятельностью органов управления на местах, обеспечивают исполнение Конституции, законов, актов Президента и Кабинета министров. В пределах своих полномочий хякимы принимают постановления, обязательные для исполнения на подведомственных территориях.

Статья 83. Арчыны обеспечивают выполнение решений Генгешей, актов органов государственной власти и управления, осуществляют управление объектами муниципальной собственности, исполнение местного бюджета, а также решают другие вопросы местного значения.

Статья 84. Объём функций и полномочий хякимов и арчынов, порядок их деятельности и взаимоотношений с другими органами власти и управления устанавливаются законом.

Раздел IV. Местное самоуправление

Статья 85. Систему местного самоуправления образуют Генгеши и органы территориального общественного самоуправления.

Генгеши являются представительными органами народной власти на территории городов, поселков, сел. Они избираются гражданами непосредственно сроком на пять лет и не связаны отношениями административной соподчиненности.

Статья 86. К ведению Генгешей относится:

  1. определение основных направлений экономического, социального и культурного развития своих территорий;
  2. утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении;
  3. установление местных налогов и сборов и порядка их взимания;
  4. определение мер по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
  5. иные вопросы, отнесенные к ведению Генгешей законодательством.

В пределах своих полномочий Генгеши принимают решения, обязательные для исполнения на своей территории.

Статья 87. Генгеш избирает из своего состава арчына, который руководит работой Генгеша и подотчётен ему.

Статья 88. Избранные в состав Генгешей выполняют свои обязанности безвозмездно. Порядок деятельности Генгешей, иных органов общественного самоуправления определяется законом.

Раздел V. Избирательная система, референдум

Статья 89. Выборы Президента, депутатов Меджлиса, народных представителей и других лиц, избираемых народом, являются всеобщими и равными: право избирать имеют граждане Туркменистана, достигшие 18 лет, каждый избиратель имеет один голос.

В выборах не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными; лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участие лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей. Любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и наказывается по закону.

Статья 90. Депутатами Меджлиса, народными представителями могут быть избраны граждане Туркменистана, достигшие ко дню выборов 25-летнего возраста и проживающие постоянно в Туркменистане не менее 10 лет. Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Меджлиса, народным представителям и членам Генгешей, определяются законодательством Туркменистана.

Статья 91. Выборы являются прямыми, депутаты и другие лица избираются гражданами непосредственно.

Статья 92. Голосование на выборах является тайным, контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования не допускается.

Статья 93. Право выдвижения кандидатов принадлежит политическим партиям, общественным объединениям и группам граждан в соответствии с избирательным законом.

Статья 94. Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться всенародные и местные референдумы.

Вопросы об отмене акта, принятого референдумом, решаются исключительно на всенародном референдуме.

Статья 95. Право назначения всенародного референдума принадлежит Народному совету по предложению не менее одной четверти его членов, либо по предложению не менее 250 тысяч граждан, обладающих избирательным правом.

Статья 96. Право назначения местных референдумов принадлежит Генгешу по своей инициативе либо по предложению не менее одной четверти избирателей, проживающих на соответствующей территории.

Статья 97. Референдумы проводятся путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

В референдумах участвуют граждане Туркменистана, обладающие избирательным правом.

Статья 98. Порядок проведения выборов, всенародных и местных референдумов определяется законом. Выборы и референдумы не проводятся в период чрезвычайного положения.

Раздел VI. Судебная власть

Статья 99. Судебная власть в Туркменистане принадлежит только судам.

Судебная власть предназначена защищать права и свободы граждан, охраняемые законом государственные и общественные интересы.

Статья 100. Судебная власть осуществляется Верховным судом и другими судами, предусмотренными законом.

Создание чрезвычайных судов и иных структур, наделенных полномочиями суда, не допускается.

Статья 101. Судьи независимы, подчиняются только закону и руководствуются внутренним убеждением. Вмешательство в деятельность судей с чьей бы то ни было стороны недопустимо и влечет ответственность по закону. Неприкосновенность судей гарантируется законом.

Статья 102. Судьи всех судов назначаются Президентом сроком на пять лет. Порядок назначения и освобождения судей определяется законом. До истечения установленного срока судья без его согласия может быть освобожден от должности только по приговору суда и по основаниям, указанным в законе.

Статья 103. Судьи не могут занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, кроме преподавательской и научно-исследовательской; на период своих полномочий судьи не могут состоять в политических партиях, общественных объединениях, преследующих политические цели.

Статья 104. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями.

Статья 105. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

Статья 106. Судопроизводство ведется на государственном языке. Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика, а также право выступать в суде на родном языке.

Статья 107. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Стороны имеют право на обжалование решений, приговоров и иных судебных постановлений всех судов Туркменистана.

Статья 108. Право на профессиональную юридическую помощь признается на любой стадии судопроизводства.

Юридическую помощь гражданам и организациям оказывают адвокаты и другие лица и организации.

Статья 109. Компетенция, порядок образования и деятельности судов определяются законами.

Раздел VII. Прокуратура

Статья 110. Надзор за точным и единообразным соблюдением на территории Туркменистана законов, актов Президента органами государственного управления, управления Вооруженными Силами, местного самоуправления, участниками производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Туркменистана и подчиненных ему прокуроров.

Прокурор участвует в рассмотрении дел в судах на основании и в порядке, установленных законом.

Статья 111. Прокуратура осуществляет надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности и расследованием уголовных дел и материалов.

Статья 112. Генеральный прокурор и подчинённые ему прокуроры при осуществлении своих полномочий руководствуются только законом. В своей деятельности Генеральный прокурор подотчётен Президенту.

Прокуроры на период своих полномочий не могут состоять в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели.

Раздел VIII. Заключительные положения

Статья 113. Законы и иные акты государственных органов Туркменистана издаются на основе и в соответствии с Конституцией.

В случае расхождения Конституции и закона действует Конституция.

Статья 114. Положения Конституции о республиканской форме правления не могут быть изменены.

Статья 115. Закон об изменении Конституции считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа членов Народного совета.

Принята Верховным Советом и промульгирована Президентом 18 мая 1992 года в городе Ашхабаде.

Президент

Туркменистана С. Ниязов

гор. Ашхабад

18 мая 1992г.

№691- XII.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Конституция Туркменистана

   

Раздел 1.

Основы конституционного строя

   

Раздел 11.

Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина

   

Раздел 111

Система органов власти и управления

 

19

..............

Глава 1 . Общие положения ............................................... 19

Глава 2. Народный совет (Халк маслахаты) Туркменистана ..................................................... 20 ............ 21

Глава 3. Президент Туркменистана .................................

Глава 4. Меджлис Туркменистана .................................. 24

Глава 5. Кабинет министров ............................................. 27

Глава 6. Местная исполнительная власть ....................... 29

Раздел 1У. Местное самоуправление ................................... 30

Раздел Ч. Избирательная система, референдум.............. 31

Раздел Ч1. Судебная власть .................................................. 32

............. 34

Раздел Ч11. Прокуратура ..................................................................... 35

Раздел У111. Заключительные положения .............................

 



Copyright (C) 1992-2002 TELCOM Company. Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме
без письменного согласия запрещено.
Логотип является торговой маркой фирмы "ТЕЛКОМ"
telcom@hop.ru